Этот вебсайт посвящен беспрецедентному проекту: созданию культурного пространства на месте бывшей фабрики "Юность" путем совместной работы киевской общественности и компании ЭСТА Холдинг. Здесь вы можете наблюдать за ходом проекта, а при желании - принимать в этом процессе участие. Абсолютно все материалы проекта, включая видеозаписи встреч и заседаний общественно-экспертного совета, доступны на сайте. Давайте создадим уникальный культурный центр вместе!

Георгий Духовичный

Георгий Духовичный

Архитектор, член Президентского совета НСАУ, член градсовета Киева

Справка

Род деятельности: архитектор

Звания и должности: окончил архитектурный факультет Киевского Государственного художественного института (сейчас Национальная академия искусств Украины); член Союза архитекторов СССР; руководитель коллективного предприятия творческой архитектурной "Мастерской Г.Духовичного" Национального Союза архитекторов Украины; вице-президент Киевской организации Национального союза архитекторов Украины; член правления Национального союза архитекторов Украины; действительный член «ICOMOS» (UNESCO ); член киевского Архитектурно-градостроительного совета; один из основателей общественного движения «Культура против вандализма - «Украина-зона культурного бедствия» (2007г); Лауреат национальных и международных архитектурных конкурсов: 

Наиболее известные работы:

  • 1977 г. - дипломный проект лауреата Всесоюзного конкурса дипломных проектов архитектурных ВУЗов;
  • 1982 г. - в составе авторского коллектива Золотая медаль и Диплом 1-й степени Всесоюзного конкурса СА СССР на лучший проект года (жилые кварталы по ул. Горького и Подола в Киеве);
  • 1987 г. - в составе авторского коллектива Диплом 1-степени Конкурса на лучшую постройку года Госстрой УССР (Учебный корпус ВПШ по ул. Мельникова, 84 в Киеве);
  • 1988 г. - Лауреат Всесоюзного конкурса молодых архитекторов (СА СССР);
  • 1993 г. - Сертификат участника Всемирного биеннале ВА-93 в Буэнос-Айресе (Комплекс Христианского центра евангельских христиан-баптистов Украины по пер.Ярославскому, 8/2 в квартале А-11 в р-не Подола, г.Киев).
  • 1995 г. - в составе авторского коллектива Государственная премия Украины по архитектуре (Комплекс факультета международных отношений и журналистики киевского государственного университета по ул. Мельникова, 84 в Киеве);
  • 2002г. -Лауреат международного конкурса на мемориальный, общественно-просветительский центр «Возрождение» в Бабьем яру (г.Киев) совместно с Ю.Бородкиним;
  • 2006г. - Лауреат национальной премии «Возрождение» в области градостроительства за проект-концепцию реконструкции территории Выдубицкого озера в Киеве, совместно с Ю.Бородкиним;
  • 2007г. - Лауреат Национального конкурса на лучшую постройку года по бизнес-центр «Ренессанс» по ул.Воровского, 24 в Киеве;
  • 1999-2005 - в составе авторских коллективов лауреат конкурсов «Реконструкция Владимирского проезда в Киеве», «Реконструкция территории Национального музея Украины по ул.Грушевского и Национального выставочного комплекса по ул.Институтской»;
  • С 1978 по 1989 гг - работа в Управлении объемного проектирования № 3, мастерская № 6 Главного управления "Киевпроект" на должностях от архитектора до главного специалиста, проектирование жилых кварталов и общественных зданий исторического центра Киева;
  • В 1990г. - После получения персонального международного сертификата Высшей аттестационной комиссии Правления СА СССР, открытие персональной творческой архитектурной "Мастерской Г.Духовичного" СА СССР;
  • 1992 г. - КПТАМ "Мастерской Г.Духовичного" Национального Союза архитекторов Украины, руководитель мастерской. Проектирование объектов нового строительства, комплексной реконструкции и реставрации, жилых и общественных зданий и комплексов, преимущественно в историческом центре Киева.

Среди реализованных объектов после 1990 года:

  • Комплекс Юридического лицея НАВДУ для детей погибших сотрудников МВД;
  • Жилой дом по ул.Туровская, 24 в Киеве;
  • Комплексная реабилитация памятников архитектуры с реставрацией предмета охраны по ул.Крещатик, 50, Городецкого, 11, Михайловская, 7, Январского восстания, 17, Толстого, 9, т..
  • Является автором-разработчиком концепции, типологии и ряда проектов христианских евангельских церковных, миссионерских и поместных центров нового типа для строительства в Украине. Их реализовано в с.Киилов Бориспольского района (1992-97рр. На 60 человек); п.Вишневое Киево-Святошинского района Киевской области (1992-2000гг. На 350 человек); комплекс «Дом Евангелия» (1990-96рр. На 1500 человек) по ул. Ярославская, 8/2 в Киеве; и другие.

Дополнительная информация: является теоретическим и практическим разработчиком авторского стиля «персонифицированного диалектичного контекстуализма» - органично персонифицированного вхождения в конкретный участок архитектурной среды, с созданием эффекта повременных стилевых наслоений, в котором выполнены его основные проекты:

  • Офисно-торговый центр по вул.В.Вал, 10;
  • Жилой дом по вул.Вознесенський спуск, 28. в Подольском р-не г. Киева;
  • Офисный центр «Ренессанс» класса «А» по ул. Воровского, 24 в Шевченковском районе г.Киева.

Является автором многочисленных теоретических и критических профессиональных статей:

  • «Функциональная диагностика и рационализация ужасов эпохи социальных перемен и смятения архитектурных стилей.(«АСС» Киев-1999);
  • «Потери и воссоздание градостроительного вектора в Киеве историческом и не только или Прерванный полет» («АСС» Киев-2000);
  • Карнавализм, как метод градостроительного мышления в период национального стилеобразования(«АСС» Киев-2004 г.);
  • «Киев - очередное градостроительное распутье  начала нового века, нефигуративная знаковость, как зрелая форма эмоционального диалога в городской культуре» (Сборник статей «А + С», Киев-2008г.);
  • «Исторический Киев – как объект стилеразрушения (особенности стилеобразования архитектуры Киева конца ХХ - начала ХХI века)» (Сборник статей Института памятникоохранных исследований Министерства культуры и туризма Украины. Киев-2006г.)
  • «АРХИДЕЯ» № 11 (22-32), № 12 (174-182), 2003г. № 1-2, (130-137) 2004г., № 3 (164-169) 2005, в соавторстве, цикл статей под рубрикой «Новейшая археология»
  • Научное издание «Киевский архитектурный модерн 1900-1910рр.» Соавтор

Ссылки:



 

Интервью

Все чаще и в большем количестве мест Киева приходится покаянно опускать голову, слыша от иногородних друзей: « Как вы могли такое допустить!». Всего за 15 лет стараниями руководства и депутатов Киевсовета, чиновников КГГА, яркого выразителя и воплотителя идей дикой капитализации С. В. Бабушкина и его инвесторов, безнадежно девальвированы бесценные правобережная панорама и ансамбль послевоенного Крещатика. В Киеве исчезли места, на фоне которых можно было бы сфотографироваться, чтобы последующие три поколения вспоминали о том, что дедушка был в Киеве. Городу не просто нужны, необходимы такие пространства, в изобилии присущие «раньшему» Киеву. Киевскому городищу около 5 тысяч лет - у нас до сих пор нет не только музея археологии, но и ни одного экспонируемого археологического фрагмента.

И вот – удача… В самом сердце Киева, на громадной для исторического центра территории бывшей фабрики «Юность» возможна реконструкция… Это совершенный микрокосм - там есть все главное, присущее нашему Киеву…. Есть рельеф, археология, там есть бесценная сложившаяся среда. Историческая, гражданская и духовная. Флоровский монастырь рядом, тут же Покровская церковь, остатки церкви Николы Доброго. Я в цифрах знаю свойства этой территории - перепад рельефа около 18 метров. А это около 6 этажей.... Технические возможности почти неограниченны, идеологические ограничения практически  беспредельны.

Сегодняшний социум предельно динамичен, а потому плохо прогнозируем. Киевская община всегда хорошо знала чего она не хочет, а вот чего хочет сейчас, не говоря уже про «потом»…c этим всегда было и остается сложнее. Если мы попытаемся создать жесткую адресную программу, нас наверняка ждет грандиозный провал. Она будет не актуальна уже в начале строительства, не то, что через какое-то время, к моменту его окончания. А нам нужен своего рода «урбанистический горшочек Винни» - универсальное городское, сугубо средовое пространство, в которое все также хорошо входит, как и безболезненно выходит. Не забывайте при этом, что оно должно, если не приносить минимальную прибыль, то хотя бы на себя зарабатывать -  сегодняшнее украинское законодательство не оставляет нам малейших надежд на пожертвования и фонды, обычные в таких ситуациях в развитом зарубежье,. А потому, прежде чем «зачать» эту неведому зверушку, хорошо было бы узнать, на что и кого она может рассчитывать хотя бы в начале жизни... А уже потом «по одежке протягивать ножки».

Предположим, что ответ на поставленные выше вопросы мы получили…. Гипотетическая программа оптимум могла бы выглядеть так – во имя сохранения лица нынешними владельцами будут финансированы все проектные работы и все строительство…. Но в дальнейшем ими планируется эксплуатация только той части комплекса, которая способна выполнять коммерческую функцию. Остальное из рук в руки будет бескорыстно передано на баланс города, бюджет которого, как показывает практика, не способен финансировать содержание подобных «подарков». Значит, опять «чемодан без ручки», продажа-аренда кому-то давшему больше и полная потеря контроля за процессом эксплуатации…. Значит гарантировано новое недовольство масс киевлян и протесты на улицах.…Круг замкнулся – признаемся себе, что без радикальной гуманизации украинского «людоедско-варварского» законодательства и поощрения масштабной цивилизованной благотворительности под присмотром Общественного наблюдательного совета, в ближайшей перспективе ничего запланированного нам не грозит. Излишне напоминать, что искусство архитектуры – это искусство возможного.

Проверенным практикой последнего 10-летия идеологическим прототипом всего этого в значительной степени мог бы быть «Сони-центр» в Берлине. Построенный в комплексе Потсдамер-Платц с высоко востребованным открытым общественным пространством, за которое «впрямую» никто не платит. Есть высоко рентабельный коммерческий периметр, который и оплачивает эту огромную событийно насыщенную накрытую площадь. Будь там все только общественно-культурным, оно бы не просуществовало и дня. Статус повышается и расположенными рядом, на прямых визуальных связях зданиями - признанными шедеврами архитектуры ХХ века Берлинской филармонией Ганса Шаруна, павильоном Миса Ван дер Ройе, институтом Вилфорда.

Чем сложнее градостроительная ситуация, тем интересней работать настоящему профессионалу, тем «знаковей» архитектурный результат. Но в Киеве и это нехорошо – любое предложенное решение наверняка будет отвергнуто «общественностью» - испокон века киевляне не глядя, отвергали все мало-мальски новое, непривычное и «знаковое». Они всегда требовали одного – сделайте нам «как будто, так и было…». Все киевские «градостроительные знаки» построены чьей-то волей вопреки общественному мнению современников и стали таковыми со временем, по мере привыкания...

Как это ни странно слышать многим сегодня, «проще» – это далеко не всегда означает «лучше». Кому-то привычнее всего работать, когда руки развязаны полностью, когда нет ни рельефа, ни средового окружения - делай все, что хочет инвестор. На участке Андреевского, сосредоточившего все проблемы исторического центра, не может быть моно-архитектурной темы. Присмотритесь - эта территория по своему масштабу в трех измерениях, безусловно, уже не столько урбанистична, сколько ландшафтна. То есть стандартно задуманный и исполненный архитектурный комплекс на ней по своей массе и занимаемой территории будет со-масштабен не исторически парцеллированным кварталам, в которые он интегрируется, а горам, под которыми стоит.

Беда этой, не такой уж и многоэтажной качественной посредственности в добротном импортном исполнении, была  даже не в том, что не попали. Стреляли вслепую, даже не на звук, а на запах денег. «Выстрел» был предсказуемо холостой - наши именитые коллеги, не особенно напрягаясь ради какого-то заброшенного мусорного куска мало кому известного Киева, вполне добросовестно, профессионально и строго по прейскуранту,  родили то, что им заказали. Действительно, нелегко объяснить цивилизованному коллеге, что э т о – наше киевское всё, особенно, если алчность до квадратного метра захлестывает и не дает дышать, не то, что объяснять. Вот и родили сослепу еще одну «архитектурную гору» по размеру, но не более чем добротный заурядный и совершенно безадресный офис-центр, достойный любого из европейских бюро-парков. И она, «архитектурная гора»,  во всей своей прагматичной анонимной простоте «слона в посудной лавке» оказалась на 150% идеосинкразична всему привычному и любимому киевлянами, тому, что она подменила, заслонила и подавила.

С этой территорией нужно работать очень тонко, выверено эпатажно, на пределе изобретательности зодчего. Сложно сочиненность и событийная плотность  должна быть как в работе c территорией и, ни в коем случае, как со зданием. Функционально там, безусловно, должно быть максимально универсальное общественное пространство. Здесь нужен высший архитектурный пилотаж, а не среднеарифметическая «жвачка» средней руки проектировщиков под присмотром общественности. Киеву давно нужна совершенно гениальная средовая вещь, адекватная масштабу исторического города. Уровня «киевского Парижа» или послевоенного Крещатика, но пока все решают «мироеды-заробитчане квадратных метров», Киеву еще долго ничего подобного не угрожает. Если бы мы еще сломали примитивную торговую инерцию по Контрактовой площади и Гостиным рядам и объединили их в единый ситуативный сюжетный завязанный комплекс - было бы просто замечательно.

Пусть дело только дойдет до стройки в обозримом будущем– управляющая компания и подрядчики будут наверняка выбираться на основании тендеров. По-другому не будет. Но тендерный совет действительно должен быть независимым. Кроме остальных, в Совете должны быть люди, которые понимают в городской экономике и в городских инвестициях. Нужно определиться с тем, кто будет эксплуатировать готовый комплекс, иначе это может кончиться Дарницким вокзалом, который уже давно, с этапа проектирования, не вокзал, а примитивный торгово-развлекательный центр. Мы должны отчетливо понимать, как это пространство будет жить.

В случае, если Вы обнаружили ошибку на сайте, пожалуйста, напишите, в чем именно она состоит: support.junost@rambler.ru