Этот вебсайт посвящен беспрецедентному проекту: созданию культурного пространства на месте бывшей фабрики "Юность" путем совместной работы киевской общественности и компании ЭСТА Холдинг. Здесь вы можете наблюдать за ходом проекта, а при желании - принимать в этом процессе участие. Абсолютно все материалы проекта, включая видеозаписи встреч и заседаний общественно-экспертного совета, доступны на сайте. Давайте создадим уникальный культурный центр вместе!

Игорь Степанов

Игорь Степанов

архитектор, создатель Фестиваля каллиграфии, шрифта и искусства книги "Манускриптум"

Справка

Род деятельности: архитектор, общественный активист

Звания и должности:

  • советник-консультант главного архитектора Киева
  • член градостроительного совета Киев
  • создатель Фестиваля каллиграфии шрифта и искусства книги "Манускриптум"

Наиболее известные реализованные  работы:

Дополнительные материалы:

 

Интервью

Андреевский, бывший ранее заурядным переулочком, сегодня становится частью большого киевского мифа. И это чрезвычайно важно. Миф - это каркас нации, государства, исторического города, в конце концов. Здесь уместно вспомнить старый анекдот, демонстрирующий значимость преемственности и традиций. У английского садовника туристы спрашивают: - Как вам удалось содержать эту лужайку в таком идеальном состоянии? - Очень просто, сэр. Надо ее ровно стричь и вовремя поливать. - И это все?! - Да, сэр. Но только я делаю это каждый день, вот уже 30 лет. А до меня это делал мой отец, мой дед и все 5 поколений моих предков-садовников.

На фоне всеобщего внимания к проходящим празднествам по поводу юбилея коронации ЕЕ Величества королевы, это воспринимается отнюдь не как анекдот. Англичане сумели выстроить и очень умело поддерживают свой миф, который, если быть исторически честным, далеко не во всем коррелирует с реалиями. Но брэнд "Старая добрая Англия" - уже часть сознания и подсознания миллиардов людей на Земле. Вот именно традиция, выраженная в символах, артефактах, зданиях, пейзажах, кухне, песнях, является стержнем цивилизации, стволом, из которого растут ветви культуры, законов, этики. И ее тщательное взращивание, длительное и терпеливое выстраивание собственного мифа, является стратегической задачей, формирующей политическую нацию и укрепляющей государство.

Если нет этого ствола, нация превращается в своего рода перекати-поле, нечто аморфное и гонимое любыми ветрами. Сегодня мы стоим у начала процесса нациетворения. И нам крайне важны такие точки привязки, вокруг которых вырастают и на которые опираются стволы исторической традиции и преемственности. Каждодневное наполнение их содержанием, смыслами и событиями - интереснейшая и архиважная работа. - И кто же будет ее делать - спросите вы? - Каждый из вас - отвечу я. Все дело в том, что город сам по себе - бессмысленный набор кубиков. Его наполняют жизнью и смыслом внутренние процессы, взаимодействие его жителей.

Поэтому, говоря о пространстве и духе Андреевского спуска, мы должны понимать, что говорим, прежде всего, о человеческом - коммуникативном и творческом измерении пространства и о носителях этого духа. А они - это каждый из нас. Работающий здесь художник и ремесленник, живущий здесь, приходящий на выставки и в музеи, пьющий рюмку чаю в кафе, просто гуляющий с семьей по выходным. Каждый может зажечь свой маленький луч в этой ауре, причем возможностей для этого масса. От уборки мусора и удаления сорняков на склонах до участия в разборках с застройщиками-беспредельщиками, уличных действах, создании праздников, игре на гитаре и общении с друзьями в уличных кафе. И в этом контексте я считаю позицию: - Вы тут сделайте мне изящно, а я вас критиковать буду! - позой жлобствующего бездельника. Приходи и участвуй! Или заткнись и смотри молча издалека. Третьего не дано. Особенность пространства А.Сп. - его текучесть, подобная реке. Это 970 метров прорезавшего холмы, причудливо изгибающегося потока разностильных домов с неширокими тротуарами и мостовой. Это пересыщенный раствор цвета, музыки, голосов, запахов, солнечных зайчиков и вечерних огней. Это художники и скульпторы, музыканты, галеристы, актеры, официантки и торговцы. Этот поток разноуровневый, многоритмовый и разноцветный. И эту особенность есть смысл поддержать в проекте арт-пространства на месте Юности. Комплекс должен быть многофункциональным, с доминированием функции выставочно-перфомансной и арт-периферией в виде мини-галерей, художественных и театральных студий, кафе, творческих мастерских и сувенирно-ремесленнических лавочек.

Административные и хозяйственные функции должны быть сведены к минимуму, необходимому для обеспечения основных - творческих и музейно-выставочных. Объемно-пространственные решения прямо пресекают из этого функционала и контекста окружающего городского ландшафта. Мне это видится подобием невозможных домов Эшера: с каскадом разноуровневых объемов, внутренних дворов и атриумов, транзитными галереями и лестницами. Нужно кроме пространственных доминант создать множество подпространств, камерных объемов и различной конфигурации - по сути, такой себе термитник, где будут постоянно клубиться люди, каждый в соответствии со своими интересами. Вопрос, уместны ли здесь иностранные эксперты, для меня абсолютно ясен.

А где еще, кроме как в Закордонной Буржуазии, есть опыт создания подобных комплексов и их успешного функционирования? К примеру, уже ставшие завсегдатаями Киева талантливые колумбийские архитекторы Пабло Фореро и Хулиан Рестрепо проектировали нечто подобное, кстати, уже построенное в Боготе. К процессу выработки предпроектного задания я бы привлекать такого сильного градостроителя, как Андрей Куделин. И социального психолога Олега Покальчука. Они могут осмыслить задачу из разных плоскостей и, что называется – поверить алгеброй гармонию.

В случае, если Вы обнаружили ошибку на сайте, пожалуйста, напишите, в чем именно она состоит: support.junost@rambler.ru