Этот вебсайт посвящен беспрецедентному проекту: созданию культурного пространства на месте бывшей фабрики "Юность" путем совместной работы киевской общественности и компании ЭСТА Холдинг. Здесь вы можете наблюдать за ходом проекта, а при желании - принимать в этом процессе участие. Абсолютно все материалы проекта, включая видеозаписи встреч и заседаний общественно-экспертного совета, доступны на сайте. Давайте создадим уникальный культурный центр вместе!

Валерий Пекарь

Валерий Пекарь

специалист в области экономики и менеджмента, автор идеи "ВикиСитиНомика", ведет колонку в журнале CHIP

Справка

Род деятельности: специалист в области экономики и менеджмента, автор идеи "ВикиСитиНомика"

Звания и должности: окончил Киевский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, факультет Кибернетики, и МВА — Киево-Могилянская Бизнес-Школа; преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы; президент компании «Евроиндекс»; учредитель Интернет-инкубатора i-Nest, медиа-центра «Четвертый Сектор»; вице-президент УСПП; заместитель председателя правления Интернет Ассоциации Украины; член исполнительного совета всеукраинской общественной организации «Украинское Интернет Сообщество»; член Общественного совета по ИКТ; член совета директоров Международного выставочного союза CENTREX; вице-президент Выставочной федерации Украины; член Общественного совета по рекламе.

Наиболее известные проекты: автор колонки в журнале CHIP, посвященной проблематике «человек - компьютер - общество»; построил крупнейший в стране выставочный центр «КиевЭкспоПлаза»

Дополнительная информация: в юности – три последовательные победы на Республиканской студенческой олимпиаде по программированию

Ссылки:

 

Интервью

1. Что строить (концепция развития территории)

Чтобы понять, что должно появиться на Андреевском спуске, нужно разобраться, чего больше всего не хватает городу. А городу не хватает множества важнейших вещей: это и конгресс-центр, и современный многофункциональный спорткомплекс, и большой концертный зал, и многое другое, что необходимо для того, чтобы Киев стал способен выполнять функции мирового города. (Мировой город, по определению, — это город, в котором возможны все виды деятельностей современного мира).

Однако нужно учитывать, что Андреевский спуск — специфический культурный ареал. Во-первых, в общественном сознании он связан с культурой и историей, а вовсе не с коммерцией, спортом или духовной трансценденцией. Во-вторых, имеются очевидные и существенные ограничения: никаких объектов на тысячи людей здесь строить нельзя, это разрушит всю среду, не говоря уже о невозможности выполнить требования строительных норм (например, большие объекты предполагают большие парковки, постоянный поток машин).

Еще один важный фактор — ожидаемый конечный результат. Мне бы хотелось, чтобы новый объект реально работал на город, его туристическую привлекательность, развитие культуры. С этой точки зрения парк или музей — это простые решения, но бесполезные. Конечно, хочется иметь парк, тем более что Киев постепенно лишается своей самой привлекательной особенности — «город в парке». Но парк — не повод приехать на Андреевский спуск с Троещины или Теремков, и тем более из Львова или Донецка. Не повод и музей — большинство музеев сегодня похожи на кладбища смыслов, интересные лишь для однократного посещения.

Поэтому для меня вывод однозначен — это должен быть многофункциональный культурный центр, идея которого уже звучала во многих интервью и на Фейсбуке. Мультижанровый — изобразительное искусство, музыка, театральная сцена. Достаточно камерный, без больших форм, чтобы не разрушить уникальную среду Андреевского спуска (и ни в коем случае не «архитектурный шедевр» в экстерьере). Играющий свою роль городского центра притяжения не за счет масштаба, а за счет потока — постоянной «прокачки» киевлян и гостей. А для этого там постоянно, круглый год что-то должно происходить — меняться экспозиции, гостить театры и музыканты, проходить конкурсы и фестивали. Развлекать, образовывать, вовлекать в возможности творчества, соединять смыслы и порождать новые — всё это позволит создать новый центр притяжения для людей, которым недостаточно телевизора как формы культуры.

И здесь я бы вспомнил концепцию Перекрестка — видение Киева, разрабатываемое командой ВикиСитиНомика с участием десятков киевлян. Киев служит перекрестком смыслов и цивилизаций уже более полутора тысяч лет, и идеальным подарком городу было бы то, что позволило бы укрепить эту функцию — как мы верим, основную для нашего города. Многофункциональный, мультижанровый, камерный, но с большим потоком культурный центр лучше всего соответствует этой миссии.

2. Как строить (участие общественности в проекте)

Что важно для граждан? Чтобы был построен объект, реально полезный городу и отвечающий духу и ограничениям места. Чтобы было действительное участие общественности, а не пиар-картинка в духе «мы с вами посоветовались». Чтобы был контроль, чтобы не обманули, как часто бывает.

Что важно застройщику? Чтобы проект в режиме эксплуатации, как минимум, сам себя содержал. Чтобы не поставили в патовую ситуацию и не разодрали на части противоречивыми требованиями. Чтобы был позитивный пиар-эффект.

Что важно власти? Чтобы было поменьше негатива. Чтобы не создать повод для действительно массовых протестов, перерастающих в политические.

Что важно для профессионалов? Чтобы предыдущие три субъекта не наделали глупостей из благих побуждений.

Вот процедура и должна этим условиям удовлетворять. И здесь есть несколько важных ценностей, которые нужно беречь.

Первая — конкурентность идей. На каждом шаге, на каждой стадии должна быть состязательность идей, концепций, проектов. Причем конкуренция должна быть международной, чтобы поднять планку требований.

Вторая ценность, самая важная, — это реальный контроль общественности, чтобы на всех стадиях этот контроль осуществлялся. За 20 лет занятий разными видами деятельности я столько раз видел ситуации, когда общественность просто используется «втемную». Очень хочется создать прецедент, когда это будет иначе, по-честному.

Третья ценность — возможность каждому быть услышанным. Есть тысячи умных и неравнодушных людей, которые хотят высказывать идеи, участвовать в обсуждениях — они должны иметь это право. Я против попыток дать право голоса только профессионалам, используя любую зацепку, чтобы отсечь тех, кто «не разбирается». Практика показывает, что именно профессиональная аберрация часто приводит к грубым и непоправимым ошибкам.

Кроме того, мы изначально имеем дело с междисциплинарной проблемой, захватывающей множество сфер знания. Глупо отказывать в праве на собственное мнение галеристу потому, что он не архитектор, музыканту потому, что он не культуролог, маркетологу потому, что он не градостроитель.

А теперь о самом важном. То, как всё будет происходить, послужит моделью для других подобных ситуаций — в других местах в Киеве, в других городах и так далее по всей стране. Если получится, если общественность сумеет консолидироваться, пройти весь путь на высоком уровне и заставить других участников процесса держать ту же планку, — эта модель общественной самоорганизации послужит всеобщим позитивным примером. Если же процесс завалится, если люди переругаются, не смогут доверять друг другу, если будет как по пословице «хотели как лучше, а получилось, как всегда», — тогда негативный пример втопчет в землю ростки надежды, может, не последние, но уж точно предпоследние. Ведь у нас в общественном сознании сегодня разлиты неверие, апатия, недоверие к кому бы то ни было, разочарование. Либо мы начнем это преодолевать, либо усугубим.

Так что у тех, кто взялся, кому люди доверили их представлять, — ответственность сейчас не только за фабрику «Юность».

В случае, если Вы обнаружили ошибку на сайте, пожалуйста, напишите, в чем именно она состоит: support.junost@rambler.ru