Этот вебсайт посвящен беспрецедентному проекту: созданию культурного пространства на месте бывшей фабрики "Юность" путем совместной работы киевской общественности и компании ЭСТА Холдинг. Здесь вы можете наблюдать за ходом проекта, а при желании - принимать в этом процессе участие. Абсолютно все материалы проекта, включая видеозаписи встреч и заседаний общественно-экспертного совета, доступны на сайте. Давайте создадим уникальный культурный центр вместе!

Дмитрий Шленский

Дмитрий Шленский

Историк, заслуженный работник культуры Украины, создатель и директор «Музея одной улицы», автор проекта «Посмертная маска»

Справка

Род деятельности: историк, куратор музея

Звания и должности: работал научным сотрудником Музея Михаила Булгакова, заслуженный работник культуры Украины

Наиболее известные проекты: создатель и директор «Музея одной улицы», автор проекта «Посмертная маска»

Дополнительная информация: коллекционер посмертных масок, автор нескольких книг

Ссылки:

 

Интервью

 Сложившегося архитектурного ансамбля на улице нет. В лучшем случае это сохранившиеся маленькие дома 1860-х годов, несколько домов 1880-1890-х годов, доходные дома начала XX-го века. В 1950-х годах появился пятиэтажный дом и новый доходный дом напротив нас, который более-менее вписался в контекст улицы.

К сожалению, к середине 1990-х годов была окончательно разрушена та структура улицы, которая складывалась, начиная с 1981 года. Планировалось то, чего в результате не произошло. На первых этажах должны были быть открытые мастерские, салоны, где художники должны были продавать свои работы, обмениваться опытом и так далее. Этого не случилось, а в результате получились банальные мастерские, закрытые для всех. Идея была совершенно иная – на Спуске должны были проходить встречи с художниками, тогда живыми классиками живописи, как Сергей Федорович Шишко, Татьяна Ниловна Яблонская, Евгений Всеволодович Волобуев, Михаил Гордеевич Дерегус и другими.

Так случилось, что где-то в период конца девяностых годов все это плавно перетекло в так называемый бизнес. Дома были частично проданы, практически все владельцы никогда не занимались своими домами на спуске, и к началу ХХІ века Андреевский спуск стал этакой клоакой, в которой уже не было ни живописи, не было ничего.

Многострадальный «Театр на Подоле», ремонт которого никак не могут завершить, гремел в 1987-1988 годах, туда попасть было невозможно, это была очень интересная площадка, где проходили интересные спектакли. У них даже ночные представления были. По тем временам – 1987 год, вообще нереально было такое представить. Театр «Колесо» появился чуть позже, необычный, маленький, камерный. Таких театров много за границей, но у нас-то их можно на пальцах пересчитать.

Я никогда не был против того, что Спуском нужно заниматься, и реконструкция его (понятно, что она делается для другого, но тем не менее), это очень нужное и положительное решение. На сегодня, кроме нескольких каких-то точек, куда люди ходят (наш музей, музей Булгакова, пара неплохих ресторанов, театр «Колесо», театр на Подоле), на Спуске больше нет никаких ярких явлений, которые могли бы притягивать людей.

Из-за этого люди на Спуск не идут, и все эти трусы и майки, матрешки и путины – все это уровень начала девяностых годов. Жлобство процветает по полной программе. Я считаю, что этого не должно быть. Все можно сделать цивилизованно. Смешно, когда по всей улице стоят люди с разложенными своими майками, или возле музея Булгакова какие-то типы из-под полы продают книжки «Мастер и Маргарита». Существует музей, пусть музей этим и занимается.

Улицу давно нужно привести в порядок. Старый Спуск, восьмидесятых-девяностых годов закончился, его нет. Художников тоже нет. Людей, которые заинтересуются тем, чтобы сюда прийти – нет. Поэтому нужно открывать новую страницу истории Андреевского спуска.

Что касается проблемной площадки фабрики. Естественно, что ей было не место на Андреевском спуске. Против нее очень сильно восставали и возмущались в конце восьмидесятых годов.

Если там возникнет не что-то монстрообразное (как то, что сделал архитектор Фотиадис), а будет интересный объект, который сможет привлечь к Андреевскому спуску и творческую публику, и людей, и потенциальных клиентов, то я считаю, что это будет прекрасно.

Я далек от мысли, что там должны быть музеи. Мне кажется, это должен быть какой-то центр - не торгово-развлекательный, конечно. Ни в коем случае он не должен выходить на Спуск стекляшкой, иначе все испортит. Чем интересен Спуск – так это своим ландшафтом и практически нетронутостью улицы, она осталась в Киеве такая одна, все остальные полностью перестроены, возведены новые дома и тому подобное. Своей простотой и непрезентабельностью улица и интересна. Если Спуск захотят сделать Арбатом, то мы потеряем эту улицу, потому что Арбат, который был разрушен и на сегодня застроен огромными домами, полностью потерялся и теперь это обычная улица.

На мой взгляд, Киеву страшно не хватает каких-то хороших залов, где можно было бы слушать действительно хорошую музыку. И классическую музыку (то, чему наш народ не обучен вовсе), и различные концерты, вплоть до джазовых и блюзовых. Нужен нормальный современный зал, ибо в Киеве со времен советской власти не построили ни одного. То есть, если где-нибудь в Германии ты с большим трудом можешь попасть в оперу, то у нас опера – это что-то из серии Мироновского Дома культуры. Или, скажем, Броварского.

Могут быть какие-то интересные выставочные залы, потому что сегодня на Андреевском спуске практически их нет. Были галереи, но они почти все доблестно поумирали - кто сдал, кто продал, кто закрылся, кто ушел - на этом все и закончилось.

Я не считаю, что на месте фабрики должны быть лавки художников, хотя если это будет какой-то большой комплекс, уходящий вниз с горки на Фроловскую улицу, то там можно представить и мастерские. Теоретически. В любом случае, на Андреевский спуск должна выходить какая-то действительно интересная постройка, которая украсит собой улицу. Но не обязательно «воссоздать фасады», о чем в последнее время шли разговоры.

Псевдоисторическая застройка? Ну да, ужас «возрождения аристократии» мы видим. Еще и шпиль с Адмиралтейства туда приделать - это у нас умеют, ума ж нет, откуда его взять. Там должно быть что-то необычное, но оно не должно выбиваться из сложившейся структуры улицы, не должно быть высокое, однозначно. А должно быть очень легкое (хотя скажешь «легкое» - подумают, что это стекло). Нет, не должно быть стекла, должны быть какие-то легкие интересные фасады, которые скроют постройку, которая уйдет вниз. Ведь у нас концертных залов, кроме ужасной «Украины», нет фактически. А Цезария Эвора, или Кустурица в «Украине» – смешно это.

На Спуске огромное количество всяких организаций, «опоров», комиссий и прочего всего, СББ, ББС... Каждый гнет свою линию, это началось не сегодня и не вчера, это было очень-очень давно. Ничего нового. Я всегда считал, что нужно заниматься делом. Вот я вам сейчас рассказывал, какая у нас полная… но, тем не менее, мы первого июня открываем выставку. Мы хотим представить гостям ЕВРО хоть как-то свою страну. На Андреевском спуске жил известный, за границей очень известный, дирижер, композитор и хормейстер Александр Кошиц. Вот мы и делаем выставку о его великом деле – презентации всей Украины.

Я думаю, что международные специалисты вообще не поймут, о чем идет речь. Они плохо знают, что такое Украина, в лучшем случае они думают, что это кусок какой-нибудь Югославии. Так что мне кажется, что международные специалисты весьма далеки от вопроса, который в вашем совете будет решаться.

В случае, если Вы обнаружили ошибку на сайте, пожалуйста, напишите, в чем именно она состоит: support.junost@rambler.ru