Этот вебсайт посвящен беспрецедентному проекту: созданию культурного пространства на месте бывшей фабрики "Юность" путем совместной работы киевской общественности и компании ЭСТА Холдинг. Здесь вы можете наблюдать за ходом проекта, а при желании - принимать в этом процессе участие. Абсолютно все материалы проекта, включая видеозаписи встреч и заседаний общественно-экспертного совета, доступны на сайте. Давайте создадим уникальный культурный центр вместе!

Сергей Васильев

Сергей Васильев

Журналист, театральный критик, автор и основатель художественной премии «Киевский счет»

Справка

Род деятельности: журналист, театральный критик

Звания и должности: окончил театроведческий факультет Харьковского института искусств имени И. Котляревского; заслуженный деятель искусств Украины; лауреат премии «Киевская пектораль»; лауреат литературно-художественной премии имени И. Котляревского; лауреат премии Союза театральных деятелей Украины за театрально-критические статьи; лауреат премии альманаха «Современная драматургия» (Москва) за лучшую публикацию года; кавалер ордена «За заслуги» III степени (2008).

Наиболее известные проекты:

  • 1982-84гг. - работал на Харьковском областном радио;
  • 1984- 1997 - в редакции газеты «Культура и жизнь» (корреспондент, редактор отдела театров, заместитель редактора);
  • 1997-99 - редактор отдела культуры газеты «День»,;
  • 1999-2005 гг. - обозреватель и редактор отдела культуры еженедельника «Столичные новости»;
  • 2005-2006 гг. - редактор отдела культуры журнала «Час.ua»;
  • с 2006-го года обозреватель газеты «Коммерсант-Украина» и журнала «ШО»;
  • в 1991 г. создал и редактировал газету «Курьер" Премьер муз »;
  • с 1989 года ведет семинар по театральной критике в Государственном университете театра, кино и телевидения имени И. Карпенко-Карого (с 2003-го в должности доцента);
  • Координатор экспертной группы, член жюри и оргкомитета (1993 - 2004), а ныне - эксперт премии «Киевская пектораль»;
  • Член правления и бюро Киевского городского отделения СТД Украины (1991 - 2005);
  • Член программного совета по культуре международного фонда «Возрождение» (2002);
  • Автор и основатель художественной премии «Киевский счет» (2002);
  • участник международного проекта «TEOREMA» (1997);
  • Член правления Форума творческой молодежи Украины (с 2002).

Дополнительная информация:

  • автор идеи и составитель сборников "Нервы цепи" (2003), «100 тысяч слов о любви, включая возгласы» (2008);
  • книг "25 Молодых историй" (2005) и «Малая энциклопедия Театра на Подоле (2008) (обе в соавторстве с Виталием Рябчук);
  • автор сборника стихов «дактилоскопии» (2007), методического пособия «Жанры журналистики в семинаре театральной критики» (2008), а также многочисленных публикаций по вопросам театра, кино, современного визуального искусства, литературы.

 

Интервью

Важно, чтобы в Экспертном Совете были люди разных позиций, человеческих, интеллектуальных, мировоззренческих. Самое верное решение, это компромисс полярных интересов, решение-договор. Еще раз хочу подчеркнуть, в чем моя позиция: что эти люди должны представлять диаметрально противоположные точки зрения, но решение, которое они должны принять, оно должно быть принято консенсусом. То есть, не коллегиальное решение, а решение-договор. Я думал, что может быть, на территории этого диалога, этого соединения людей, что-то может случиться. Причем я говорю «что-то» в сильные жирные кавычки, беря, потому что боюсь. Что ничего не случится. Проблема ведь не в том, что нужно что-то поставить на снесенном месте, а проблема в том, что в обществе. В котором мы живем, и которое построено этими питекантропами, может прийти человек и снести.

Просто по праву своего гангстеризма, по праву своей тупой безликой и как бы вроде обеспеченной денежной массой силы. В этом проблема. Поэтому надо обязательно брать питекантропов. И хорошо бы пригласить какого-нибудь небожителя. Вроде Мирона Петровского – фантастический литературовед, был в молодости секретарем Корнея Ивановича Чуковского, один из выдающихся советских и мировых булгаковедов, описавший все киевские мотивы Булгакова. Здравый, эрудированный, честный, Киев знает досконально. Еще Борис Ерофалов - гениальный киевский архитектор, написал две книги, о советском и о модерном Киеве. В обществе, где все диктуют гангстеры и питекантропы, существует момент сиюминутной выгоды. Именно она диктует - возник скандал, прикроем-ка историю постройки бизнес-центра, сделаем культурный центр. Два этажа будут под выставки, а восемь этажей над ними...

Например, никто не вспомнит, что на месте, где должен был быть практически музей современного искусства, филиал Художественного музея на улице Институтской, уже четыре или пять лет просто парковка. Ее какой-то питекантроп содержит или держит, как сейчас называется, крышует. А там уже даже стояло здание под музей. В данном случае, конечно, история покруче. Я удивлен, что Андреевский спуск вообще не снесли. Могли построить совершенно новый город. И на Андреевском спуске стояли бы штук двадцать прекрасных бизнес-центров. Очень удобно, бизнес-центр, рядом отель, в шахматном порядке. Они свою историю сносят, даже не задумываясь над тем, что это здание XIX века, часть топоса, истории, ландшафта...

Здесь нужны люди огромной духовной силы. Вопрос не в том, что что-то сносится, а что-то строится. А в том, что земля, которую придумал, кстати, Господь Бог, а не мы, все время кому-то принадлежит. И в том, что находится право силы занять эту землю. Или нет. Единственно, что у нас есть дельное в стране - люди объединяются и протестуют, когда уж совсем у них забирают территорию.

Это будет ответственным решением, если все получится с этим проектом. Чтобы было понятно, что эта абстрактная власть забрала и вернула хотя бы в это место на Андреевском спуске. Это хорошая рекреационная киевская зона, по которой все время праздно гуляют люди. Давайте не умилятся матрешкам и подделкам, которыми там торгуют. И то. Много омерзительного на Андреевском спуске, и  это не относится к культуре, просто китч. Но мы помним и то, что там был театр, один, второй, мастерские художественные, галереи маленькие. Все, даже маленькие рестораны, все равно придавали этому месту свой такой мещанский колорит. Но ничего страшного, что что-то сносится и строится. И слезы по очередному старому домику недорого стоят, потому что это часто политические слезы. Почему китайцы так долго существуют как нация? У них программы рассчитаны на 300 - 400 лет. И человек, который что-то выполняет, никогда даже не надеется увидеть воплощение того, что он делает. Но он строит, потому что принадлежит к чему-то значительно большему, то есть живет в большом времени. Проблема сегодня главная, что наше общество 25 лет живет психологией временщика, то есть человека, который решает все время какие-то практические задачи. Это удобно или неудобно. Снесли.

Вдруг кто-то возмутился. Поняли, что это неудобно по каким-то причинам. Зарубежное соглашение нужно подписывать, плохой имидж перед людьми, которые неискренне жертвуют на культуру, чтобы списать налоги - так законодательство работает. Но если живешь за пределами своего времени, физической жизни, тога думаешь, какой поступок ты можешь совершить, чтобы подчеркнуть личную ценность. Как Третьяковы, которые любили плохие картинки, но и их любили. А потом они взяли и все это пожертвовали в общее пользование. На самом деле, это были за люди, которые преодолевали психологию своего сословия. А она вообще не позволяла что-либо выпускать из рук. Третьяковы были люди большого времени, и теперь Третьяковка развивается, развивает модерное искусство.

Если говорить серьезно, выигрыш нынешней истории будет в том, что построят нечто абсолютно непрактичное. Ибо на любой картине можно резать колбасу, когда уходит ее идея. И остаются только имена, которые были в большом времени.

В случае, если Вы обнаружили ошибку на сайте, пожалуйста, напишите, в чем именно она состоит: support.junost@rambler.ru