Этот вебсайт посвящен беспрецедентному проекту: созданию культурного пространства на месте бывшей фабрики "Юность" путем совместной работы киевской общественности и компании ЭСТА Холдинг. Здесь вы можете наблюдать за ходом проекта, а при желании - принимать в этом процессе участие. Абсолютно все материалы проекта, включая видеозаписи встреч и заседаний общественно-экспертного совета, доступны на сайте. Давайте создадим уникальный культурный центр вместе!

Владислав Голдаковский

Владислав Голдаковский
Владислав Голдаковский

архитектор, участник группы архитекторов "Группа предметов"

Справка

Род деятельности: архитектор

Наиболее известные реализованные проекты на территории Украины:

Дополнительная информация: 

 

Интервью

 Во-первых, мне кажется, что те процессы широкого обсуждения и коммуникации, которые запущены вокруг  участка – очень правильные и должны лечь в основу функции будущего центра. Кроме того,  я  считаю, что в новом пространстве должны быть соединены две функции, которые бы могли обеспечить практическую сторону существования объекта, а также идеологическую составляющую, созидательную, которая бы развивала общество и вырабатывала в нем механизмы саморегулировки.

Это место должно быть коммерчески рентабельным, максимально самостоятельным, независимым от грандов, государственной поддержки и настроения чиновников. Тут необходим бизнес, но вопрос  в том только – какой? Я думаю, что группа, которая занимается этим участком, может позволить себе делать бизнес интересно.  Существует много бизнес направлений, в орбиту которых входят творческие люди.  Именно эти направления и нужно заложить в основу коммерческой составляющей участка.  Речь идет о компании, которая могла бы серьезно развивать и выгодно продавать украинский креативный продукт на мировой рынке.

Это могут быть   PR продукты, видео продакшн,  рекламные компании, работа с мировыми аукционами современного искусства. Иными словами – все то, в чем художники и так участвуют для того, чтобы заработать.  Плюс, должна быть образовательная функция, которая бы могла научить творческих людей работать на рынке креативного продукта.  Это сегодня очень широкое, междисциплинарное пространство,  которое может приносить деньги и таким образом содержать центр. Например, мало кто знает из молодых творческих людей, как работает мировой рынок современного искусства, какие проходят конкурсы, аукционы,  как в них участвовать, где может себя реализовать художник, если он, например, не продает своих картин.  Конечно, задача не из простых, но я думаю, что компании, которая занимается участком, это под силу.  Это гораздо полезнее, на мой взгляд, чем просто выделять деньги на создание сомнительных проектов  современного искусства  Украины  для внутреннего неискушенного зрителя  и таким образом как будто поддерживать творческих людей. Конечно, такая инициатива полностью завязана на качестве руководства. И я не думаю, что в Украине есть люди, способные это потянуть. Тут нужно привлечь серьезных менеджеров, людей, которые работают с похожими сферами, проектами,  таких как Гельман, например, или Ефим Островский.  В короткое время эта компания может стать  местом сбора людей, мнений, событий мирового значения, таким образом, создавая хорошую рекламу месту, а также рекламу инвесторам. Схемы подобных компаний существуют, и можно, при желании подобный опыт позаимствовать. Работа компании, которая работает по такой схеме, привлекает много людей, которые должны где-то собираться, встречаться. Для этого вполне уместен ресторан, бар, места в которые могут приходить и люди со стороны. Можно также сделать немного дорогих офисов, но с отбором контингента арендующих. Но, конечно основной, образующей функцией должна быть организация, описанная выше.

Это только первая составляющая проекта, которая бы могла обеспечить его жизнь. Главная – идеологическая.

Несмотря на то, что у многих людей Андреевский ассоциируется с творчеством, искусством, сегодня это место никакого отношения, собственно к искусству не имеет. Только галерея Карась, на мой взгляд, заслуживает внимания. Все остальное – это очень противоречивые  и разнонаправленные виды активности на Андреевском. Это дорогие рестораны и торговцы хламом, это язычники и православные, богема и бизнес. В целом, наше общество разобщено, в нем отсутствуют механизмы сотрудничества, широкого диалога, дискуссии.  Вместо этого предлагают создавать очередной музей современного искусства Украины, очередной аттракцион с бестолковым мусором из сомнительного контента. Кому оно нужно? Какие вопросы оно решает? Кроме герметичной среды из завсегдатаев галерей – никому. Во многом сегодня это  пустая болтовня и трата денег и без того скудных грантов.  Вообще сама схема музея, схема фронтального восприятия информации – устарелая, я уверен она отомрет в ближайшие годы. Мы это видим и по самым интересным проектам актуального искусства. Все они работают с социумом, включают обсуждение, сбор данных. Взамен музея,  я  говорю об актуальности создания тут общественного центра, который бы целенаправленно занимался развитием социального типа мышления в Украине, Киеве, и всячески бы эту идею продвигал.  Современное искусство можно привлекать, но в качестве отдельных информационных поводов, для поддержания диалога и более полного раскрытия дискуссии. Но, ни в коем случае не использовать искусство как самоцель. Нужно понимать, что сегодня мы живем в глобальном мире, обществе социальных сетей, и линейные усилия одного человека, интереса или группы людей уже не работают. Только совместный диалог может что-то решить.  У нас есть масса практических вопросов, которые требуют  диалога и включения самых  широких слоев населения.  Вопросы, которые нужно обсуждать, а не снимать напряжение чемпионатом по футболу или телешоу. Например, проблема языка или безработицы, проблемы бездомных детей или несанкционированных застроек.  Или, например, национальная идея в Украине. Куда мы хотим развиваться, какой страной быть. Проблема семьи или того, что мало кто у нас говорит на английском языке. Неважна даже тема – главное, буквально насаждать в этом обществе культуру диалога, круглого стола, совместного решения.

Это главный признак цивилизованного общества. Конечно, маленького участка на Андреевском для этого мало,  но сейчас есть миллион технологий, онлайн конференций, встреч, при помощи которых это можно реализовать. Притом, что самые активные и решающие слои населения – это как раз люди сети. Посмотрите на опыт России. Вышли люди, которых было мало, но, сколько шума они наделали. Это все участники социальных сетей. Опыт арабских революций говорит о том же. Нужно именно в этой среде организовывать диалог.  Если не заниматься людьми, они приходят к власти, приходят к олигархам в итоге и все рушат. Притом, что усилий для этого – не много нужно. Не стоит просто вкладывать деньги, просто платить пособия. Нужно платить стипендию. Образовывать людей.  Главное – это центр, чтобы были люди, которые этим занимаются.  Наймите пять толковых человек менеджеров, которые бы организовывали процесс и все. Нужна площадка. Причем коммерческая составляющая центра, при правильной организации – вполне может себе это позволить. Польза от такой инициативы была бы огромная. В первую очередь для инвестора и, конечно, для общества. Это было бы для него самой эффективной пиар-кампанией.  Когда ты начинаешь заниматься людьми серьезно, ты становишься для них нужным, а это самый классный и надежный пиар.

Подобные методики уже существуют. В развитых странах это обычное дело, когда люди собираются и обсуждают вместе. Почему бы, например, не смоделировать совместно ситуацию развития города, страны, в различных условиях, привлечь самый широкий спектр специалистов.  

Если говорить об архитектуре центра, то, конечно, он должен быть прозрачным и свободным для доступа  всех желающих. По площади первая коммерческая часть должна занимать больший объем участка - речь идет, собственно, об офисах, которые работают в закрытом режиме, вторая часть - направленная  на развитие широкого диалога – должна быть представлена большим количеством пустот, мест сбора, пространств между офисами, в числе которых должно быть и место, откуда этим процессом смогут управлять.

Тут в аналогах, сразу вспоминается такая типология, с которой часто работал Ладовский, как Храм общения для народа, а также ранние проекты Кулхааса, где пустота выступала активным формообразующим элементом, в которую уже включались объемы помещений. Кстати ОМА, мне кажется, тут наиболее подходящим вариантом в качестве консультанта, но, ни в коем случае, ни Заха Хадид. Тут нужны холодные аналитики, которые умею работать с различными культурными контекстами, а не просто эффектная форма. Заха на этом месте также бесполезна, как и музей современного искусства.

Восстанавливать старые фасады – это просто идиотизм. Этот подход – результат культурной безграмотности, на которой пытаются играть, в результате чего появляется такой ужас, как  Гончары-Кожемяки.  Все проблемы у нас – от отсутствия картины будущего.  Никогда не нужно ничего восстанавливать. Тем более придумывать, трактовать историю. История это живой процесс, который постоянно осуществляется, а не воспоминание.  Тоже самое можно сказать и про город в целом. Должна быть современная архитектура, которая бы вообще была не видна, а максимально ясно и прозрачно показывала бы те процессы, которые происходят внутри, о которых речь шла выше.

В случае, если Вы обнаружили ошибку на сайте, пожалуйста, напишите, в чем именно она состоит: support.junost@rambler.ru