Этот вебсайт посвящен беспрецедентному проекту: созданию культурного пространства на месте бывшей фабрики "Юность" путем совместной работы киевской общественности и компании ЭСТА Холдинг. Здесь вы можете наблюдать за ходом проекта, а при желании - принимать в этом процессе участие. Абсолютно все материалы проекта, включая видеозаписи встреч и заседаний общественно-экспертного совета, доступны на сайте. Давайте создадим уникальный культурный центр вместе!

Алена Мокроусова

Алена Мокроусова

историк, киевовед, реставратор

Справка

Род деятельности: историк, киевовед, реставратор

Звания и должности: главный специалист отдела учета памятников Киевского научно-методического центра по охране, реставрации и использованию памятников истории, культуры и заповедных территорий (КНМЦ) при Главном управлении охраны культурного наследия КГГА (ГУ).

Наиболее известные проекты: публикации «Строительство в Алешинском квартале», «Загадки костела св. Александра», «Нехороший дом» на Меринговой улице», «До проблеми атрибутації архітектурних об'єктів Києва: нові знахідки» и др.; участвует в издательском проекте "Киевский Альбом" (исторический альманах) и интернет-проекте «Интересный Киев».

Дополнительная информация: изучала историю киевского ЦУМа по архивным источникам; выступает за сохранение киевского наследия, в т.ч. памятников советского периода

Ссылки:

 

Интервью

 А в экспертном совете обязательно должны быть реставраторы, архитекторы-градостроители, возможно и искусствоведы, историки-киевоведы.

Глупо было бы сейчас требовать восстановить снесенные здания фабрики «Юность» или те дома, которые существовали тут исторически. Или оставить  территорию незастроенной, превратив ее в парк. Хотя, возможно, это был бы вариант неплохой. Но приходится быть реалистом.

Не могу сказать, что в моей голове сложилась четкая идея функции, которую должна выполнять территория фабрики «Юность». В первую очередь, это должны быть какие-то помещения, где можно будет по необходимости проводить те или иные культурные мероприятия (выставки, презентации книг, выступления, семинары по истории, искусству, показы фильмов о Киеве и т.д.) там же должен находиться образовательный центр, выставочные залы для художников.

Вполне может быть здание Музея истории Киева, которому однозначно недостаточно помещений, обещанных в доме по Б. Хмельницкого, 7. Тем более, что то современное здание крайне неудачно для Музея.

Обязательно и большое открытое рекреационное пространство. Нужна хорошо озелененная территория, застройка не должна быть плотной и давящей на людей – как гуляющих по Андреевскому спуску, так и посетителей культурного центра. При таком мультифункциональном культурном центре, конечно, должны быть кафе-ресторанчик, магазинчик книг и авторских сувениров.

Возможна даже мини-гостиница, дизайнерский отель-бутик буквально на несколько номеров с историческим видом, уникальной атмосферой, такие  сейчас очень популярны во всем мире.

Но однозначно не должно быть подземных паркингов и любых архитектурных решений, которые изменят окружающий рельеф.

Архитектура комплекса может быть современной, имитация старины - это пошлость и китч, но нельзя считать, что современная архитектура – это обязательно сплошные стекло и бетон. Вполне можно найти золотую середину между пошлостью и безвкусием.

И обязательно должны быть сохранены те дома-памятники, которые есть по Андреевскому спуску (№8, 10) и Боричеву Току (№41, 43). Их  можно интегрировать в общую концепцию культурного центра, но, не перестраивая или надстраивая.  По-настоящему аутентичные элементы, а не подделки под старину,  свяжут современность и прошлое, помогут сохранить чувство места и времени, станут теми краеугольными камнями, на которых можно попытаться создать что-то дельное.

Хочется, чтобы творцы прислушались к такой мысли Д. Лихачева: «Так повелось: незадачливые архитекторы часто стремятся «присоединиться» к старой красоте. Так проще всего себя прославить. Так проще архитектору оказаться на виду. Поэтому, вместо  того чтобы создавать красоту на новом месте, взламывают старые здания и ставят свое в оправу прославленных мест».

Международных специалистов привлекать, думаю, не нужно. Потому что пример Международного конкурса на застройку «Арсенала» показал, что иностранные архитекторы совершенно равнодушно относятся к нашим памятникам, городу. Они далеки от киевских реалий и потребностей Киева. Это же подтверждает справедливо раскритикованный предыдущий проект застройки территории, который выполнили иностранные архитекторы.

Экспертов можно привлечь к неким консультациям, но реализовываться проект должен исключительно на нашем уровне.

В случае, если Вы обнаружили ошибку на сайте, пожалуйста, напишите, в чем именно она состоит: support.junost@rambler.ru