Этот вебсайт посвящен беспрецедентному проекту: созданию культурного пространства на месте бывшей фабрики "Юность" путем совместной работы киевской общественности и компании ЭСТА Холдинг. Здесь вы можете наблюдать за ходом проекта, а при желании - принимать в этом процессе участие. Абсолютно все материалы проекта, включая видеозаписи встреч и заседаний общественно-экспертного совета, доступны на сайте. Давайте создадим уникальный культурный центр вместе!

Михаил Сагайдак

Михаил Сагайдак

киевовед, кандидат исторических наук, директор Центра Археологии Киева НАН Украины

Справка

Род деятельности: историк, киевовед

Звания и должности: кандидат исторических наук; директор Центра Археологии Киева НАН Украины

Наиболее известные проекты: раскопки на Старокиевской горе; раскопки на Подоле; книга «Лядские ворота Киева – оборот колеса мировой истории» (в соавторстве)

Дополнительная информация: активный защитник сбережения старого Киева

Ссылки:

 

Интервью

Киев - это такая сложная история. Город на Днепре был перевалочным пунктом на международных торговых путях. Но когда население создало инфраструктуру, появилась власть. Так появилось Киевское княжество и государство – Киевская Русь. В этом контексте Андреевский спуск - это связь между верхом и низом. Низ – это как современная жизнь: конкуренция, соревнования, борьба за выживание. Верх – представительство, собирание налогов и презентация тех, кто работает внизу. Контекст Андреевского - это контекст этого верха, низа и точка их соединения. У меня возникают сложные ассоциации касательно этого проекта.

Архитекторы воплощают понимание смысла жизни своих заказчиков. Все очень просто.

Город – это соединение многих пространств, в котором кроме культурного есть другие пространства: социальные, воспитательные, лечебные, репрессивные (Лукъяновское СИЗО), есть некие структуры.  Но настоящая городская жизнь не может обходиться без свободного пространства.

Киев был княжеским, потом имперским городом, где было много военных и чиновников. Все это относилось к верхнему городу. Десятинная церковь, город Владимира, город Ярослава, София Киевская. Подол, с которого все и началось, так и оставался  местом контрактов и торговли. Но наша жизнь сегодня показывает, что  «низкое» теперь стало «высоким», произошла смена элит. У нас привыкли, что горожане люди покладистые и законопослушные. Вот и забрали у нас все права. А ведь уже Монтеске предупреждал: заберете власть у горожан и Вы получите восточную деспотию.  Мы не хотим сейчас идти на революцию и история подсылает нам такой шанс - сделать не революционную, но контактную площадку между верхом и низом.

Я был противников восстановления киевских святынь, хотя меня и включали во всевозможные проекты. Я не считаю большим достижением киевской архитектуры восстановление тех стандартов. Это было работа, соцзаказ власти. Власть обратилась к истории, чтобы взять, показать и научить. И чему она нас научила?

Замковая гора, в этом отношении, является фоном, на котором мы строим это все. За эти склоны всегда был спор между монастырями. Но после того, как в Киеве появилась первая аптека, там появились аптечные сады. Вот эти склоны, они были культурными в XVIII веке и были местом для выращивания лекарственных растений и виноградников.

Когда я нахожусь на Замковой, у меня ассоциации с Акрополем в Афинах. Замковая гора, в моей ассоциативной связи, это как бы очень сакральное место для всех времен и всех народов, которые посещают и  живут в Киеве. Рядом Старокиевская гора, где  Владимир построил Десятинную церковь, перед этим разрушив  8 языческих святынь – курганов, под которыми покоились богатые люди. В те времена были более жесткие идеологические противостояния чем сейчас. Для нас характерна жесткость идеологии. То мы язычники, то мы православные, то мы донецкие, то мы другие. И каждый норовит обладать своим пространством в этом городе. Посмотрите, как сановные чиновники активно захватывают киевские склоны. Они предполагают, что они и их дети всегда будут оставаться патрициями города. Поживем, увидим?

Это место должно было бы быть местом, где люди говорят слово «нет». У нас портретом успешного  является образованный   и   желательно не бедный человек. Но Киеву, как и всей Украине, нужен человек, который, если это нужно, не побоится  восстать и против  своей истории.  Движение в защиту Андреевского- это и есть люди, пытающиеся сказать слово «нет». Это место должно быть для таких людей. Как это можно архитектурно воплотить?

Обычно такими местами управляет либо сам король, либо университет, который он основывает. Когда я впервые поехал в Швецию, попал в Стокгольмский университет,  я увидел супер-архитектуру. Это остров среди города. Нас поселили на вилле, и я не мог увидеть университет, был лес, глыбы камней, теряющиеся во всем этом дорожки, а университета не было, а ведь мы знали, это мощнейший, крутой, европейский университет. Потом я начал ходить по окраинам: все встроено аккуратно без противоречий с природным окружением. Приходилось поплавать вокруг этого места на байдарке, я не видел ни разу моторных лодок. Таким должен быть подход и к строительству на Андреевском.

Мы должны учитывать именно знаковость Замковой горы. Там не должно быть никакого замка, просто камушками можно показать, что там были погребения, еще до войны хоронили людей. Это все надо реализовать, но такими тонкими ландшафтными способами. Где-то расчистить, где-то сохранить, что бы отношение людей показать, что люди помнят, знают и показать самые ценные участки.  Пытаться надо проявить  у людей чувство бережности.

Это чувство обостряется, когда попадаешь в такой город как Висбю – Швеция. Место, как и киевская земля богато на археологию и историю. С древнейших времен любой корабль, плывущий по Балтийскому морю на Восток, натыкается на остров Готланд и Висбю. И  они всё это сохранили. Конечно, мы уже тут ничего подобного не сохраним. Я не говорю о том, чтобы что-либо восстанавливать, я просто говорю о бережном отношении к линиям, перекатам, переходам.

Конечно, постройку можно только представлять. Но надо понимать, что в таких пространствах есть свой модуль, а модуль Андреевского - это маленький домик, здесь, как в иконе, надо  разгадать и осознать канон и потом двигаться дальше.

В случае, если Вы обнаружили ошибку на сайте, пожалуйста, напишите, в чем именно она состоит: support.junost@rambler.ru